Совершенно очевидно, что поскольку обертоны делят простейшие созвучие на 12 частей, октаву, они же неизбежно могут привести к дальнейшей дифференциации этого интервала. Для музыки будущих поколений этого может оказаться недостаточно, поскольку не позволяет в полной мере использовать скрытые возможности звука. В точности так же, к примеру, нам может показаться несовершенной музыка без дифференциации в пределах октавы. Или же, если продлить аналогию, чтобы стало понятней: звуки нашей современной музыки кажутся порой лишенными глубины и перспективы. Так, на наш взгляд, японская живопись кажется нам примитивней, чем наша, поскольку, не обладая перспективой, она лишается глубины. И эта перемена непременно наступит, пусть даже не совсем так, как мы ожидаем, и не в таком скором будущем. И придет она не через логическое рассуждение (aus Griinden), но из элементарных источников (Ursachen), не извне, но изнутри. Она придет не через имитацию некоего прототипа и не благодаря техническим достижениям, ибо это, скорее, вопрос мысли и духа (Geist), а не материи, и Geist должен быть к этому подготовлен.
- Schoenberg A. "Theory of Harmony"
Хелен Девитт, "Последний самурай"
И на английском, для себя.It is clear that, just as the overtones led to the 12-part division of the simplest consonance, the octave, so they will eventually bring about the further differentiation of this interval. To future generations music like ours will seem incomplete, since it has not yet fully exploited everything latent in sound, just as a sort of music that did not yet differentiate within the octave would seem incomplete to us. Or, to cite an analogy — which one has only to think through completely to see how very relevant it is: The sound of our music will at that time seem to have no depth, no perspective, just as Japanese painting, for example, affects us as primitive compared with our own, because without perspective it lacks depth. That [change] will come, if not in the manner that some believe and if not as soon. It will not come through reasoning, but from elemental sources; it will not come from without, but from within. It will not come through imitation of some prototype, and not as technical accomplishment; for it is far more a matter and spirit (Geist) that of material, and the Geist must be ready.